«В глухое село Заволжья школьный учитель привёз фонограф и решил показать его мужикам. Когда из небольшого деревянного ящика раздался голос человека, запевшего русскую песню, мужики обомлели и насупились, а старик крикнул: "Заткни его, так распротак!" Учитель попытался объяснить действие машинки, но мужики решили: «Сжечь дьяволову игрушку!». Тогда учитель поставил валик с церковным песнопением. Потрясённые мужики ушли. Старик, придя домой, сказал: «Собирайте меня, умереть хочу». Надел смертную рубаху, лёг под образа и через неделю помер. А по селу пошёл слух о скором конце света, о чертях в ящике, которые молитвы поют. Иные пьянствовать начали. Разладилась жизнь».
Баландин Р.К., 100 великих оригиналов и чудаков, М., «Вече», 2009 г., с. 271. Предоставлено Викентьевым И.Л.
Что изучает антропогенез?
Часто как синоним используют термин палеоантропология, но у него есть и другое – более узкое – значение, поскольку под палеоантропологией иногда понимается область науки, изучающая древних людей современного вида или даже только исторических эпох.
Часто антропологию в целом и антропогенез в частности путают с археологией. Однако, археология занимается совершенно другими вещами. Антропология – биологическая наука, изучает тело человека, его строение, функции, изменчивость. Археология – социальная наука, изучает вещи, общественные отношения, социальное устройство.
Археологи зачастую имеют весьма туманное представление о внешнем облике тех, кто изготовлял и использовал находимые археологами орудия труда. А существа, ещё не умевшие изготовлять орудия труда, археологов обычно вообще не интересуют.
С другой стороны, антропологи сплошь и рядом крайне плохо разбираются в особенностях материальной культуры предков.
В идеале, антропология и археология должны дополнять друг друга. В некоторых случаях их даже трудно различить; например, обычай деформации головы – равноценно антропологическая и археологическая тема. На практике, к сожалению, часто антропологи и археологи говорят на разных языках.
См. также: