«В глухое село Заволжья школьный учитель привёз фонограф и решил показать его мужикам. Когда из небольшого деревянного ящика раздался голос человека, запевшего русскую песню, мужики обомлели и насупились, а старик крикнул: "Заткни его, так распротак!" Учитель попытался объяснить действие машинки, но мужики решили: «Сжечь дьяволову игрушку!». Тогда учитель поставил валик с церковным песнопением. Потрясённые мужики ушли. Старик, придя домой, сказал: «Собирайте меня, умереть хочу». Надел смертную рубаху, лёг под образа и через неделю помер. А по селу пошёл слух о скором конце света, о чертях в ящике, которые молитвы поют. Иные пьянствовать начали. Разладилась жизнь».
Баландин Р.К., 100 великих оригиналов и чудаков, М., «Вече», 2009 г., с. 271. Предоставлено Викентьевым И.Л.
Мозг Homo sapiens верхнего палеолита
Очень важно оценивать не только состояние конкретных признаков в определённый момент времени, но и направление эволюционного процесса. В этом отношении существенно, что множество долго продолжавшихся тенденций изменения формы мозга от 27-25 до 10 тысяч лет назад сменилось на противоположные; таким образом, ранне- и поздневерхнепалеолитические неоантропы довольно существенно отличались друг от друга не столько размерами и формой мозга, сколько закономерностями их изменения во времени. Так, например, около 27-25 тысяч лет назад начал уменьшаться объём мозга, который до того всегда только увеличивался. В целом у людей верхнего палеолита, в сравнении с неандертальцами, увеличилась длина и высота мозга, выросла лобная доля. Теменная и височная доли верхнепалеолитических неоантропов почти не отличаются от современного варианта, а затылочная доля, напротив, очень большая, архаичная по форме. Впрочем, и в затылочной доле происходили прогрессивные изменения, например, её наибольшая ширина постепенно поднималась наверх. Функционально мозг людей верхнего палеолита, вероятно, мало отличался от современных, хотя бросается в глаза несравненно более сильное развитие зрительных полей в древности, что, вероятно, объясняется большей зависимостью от окружающей среды.