"...в России наука не стоит на почве, на которой желательно было бы её видеть, что всюду примешиваются личные интересы, вопросы национальности отдельных личностей и т.д. К сожалению, прибавлю я, это всё верно не только в России, но и всюду. Самое лучшее, что "учёный" (т.е. такой, который действительно смотрит на науку, как на цель жизни, а не как на средство) может сделать, это идти вперёд своею дорогою, не обращая внимание на мнение толпы направо и налево! К сожалению, весьма многие из так называемых "учёных" относятся к науке, как к дойной корове, которая обязана снабжать их ежедневным продовольствием, что делает из учёных – ремесленников и иногда даже просто шарлатанов. В таком случае научная истина – дело второстепенной важности для таких господ (а их, к сожалению, много, наука, приносящая им больше грошей, – самая привлекательная; им приходится ухаживать за толпою и её вкусами..." Н.Н. Миклухо-Маклай, 1881 г.
Ашельская эпоха. Переход к среднему палеолиту
Ряд среднепалеолитических индустрий Европы унаследовал от ашеля традицию изготовления двустороннеобработанных орудий, которые, правда, приобретают несколько иные черты Небольшие, часто асимметричные бифасы характерны для мустье с ашельской традицией и «микоскихк» индустрий (см. раздел о среднем палеолите).
В Африке переход к среднему палеолиту или "среднему каменному веку" ознаменован, в частности, появлением культуры сангоан 200-300 тыс.л.н., отличающейся орудиями огромных размеров, которые некоторые исследователи интерпретируют как топоры для рубки деревьев и, следовательно, к этому времени относят первое проникновение человека в дождевые тропические леса. Впрочем, палеоботанические реконструкции показывают существование в местах и во время распространения культуры сангоан открытых саванн. В числе прочих местонахождений культуры сангоан стоит отметить Кабве или Брокен Хилл (Замбия), поскольку там найдены древнейшие из известных костяных орудий, сделанных по специальной методике обработки кости с датировками около 300 тыс. л.н.
Время существования ашельских индустрий иногда называют ашельской эпохой, или ашелем в широком смысле. Наряду с собственно ашельскими индустриями, содержащими бифасы, существовали индустрии, продолжавшие олдованскую традицию или утратившие традицию изготовления бифасов. Сами индустрии с бифасами демонстрируют локальное своеобразие, связанное с разными культурными предпочтениями и особенностями используемого сырья (размеры, форма и т.п.)
Среди неашельских индустрий ашельской эпохи можно назвать, например, европейские микролитические индустрии (Бильцингслёбен, Вертешсёллеш, Араго), соанскую культуру Пенджаба в Индии, гипотетическую "бамбуковую культуру" Юго-Восточной Азии.
Существует мнение, что по характеру каменных индустрий можно подразделить всю тогдашнюю ойкумену на два глобальных региона, граница между которыми проходит от района современного Бангладеш и далее по Гималайскому хребту на северо-запад. Эта граница называется "линией Мовиуса" по имени исследователя, выдвинувшего данную идею. Культуры западной половины ойкумены часто содержат ручные рубила, культуры восточной обычно их лишены, а основным орудием на востоке является чоппер. В Индии присутствуют и рубила, и чопперы. Такое разграничение объясняется по-разному, в том числе наличием или отсутствием подходящего качественного сырья для изготовления ручных рубил.
Существует и такая проблема, как длительное пережиточное существование индустрий олдованского типа в Европе и Азии – до 300 тыс.л.н., когда уже заканчивалась эпоха ашеля. Характерно, что часто такие поздние галечные индустрии ассоциированы с очень архаичными по морфологии гоминидами, например, в Бильцингслёбене (Германия) – 180??-300-400 тыс.л.н. или Вертешсёллеше (Венгрия) – 200?-300-400?? тыс.л.н.