Homo neanderthalensis. Реконструкция выполнена Романом Евсеевым специально для портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ
Неандерталец
Время существования 130 тыс.л.н. - 28 тыс.л.н.
Кем впервые описан: Кинг
Когда описан: 1864
Местонахождения: Европа, Ближний Восток
Ареал: Европа, Западная Азия (от Ближнего Востока до Южной Сибири включительно)
Человек неандертальский (лат. Homo neanderthalensis или Homo sapiens neanderthalensis; в советской литературе также именовался палеоантропом).
Специализированный к хищничеству вариант человека. Обладали множеством вполне человеческих черт строения и поведения, но всё же заметно отличались от нас - в том числе, значительной массивностью скелета и черепа. Вероятно, многие особенности неандертальцев Европы сформировались под влиянием тяжелейших условий ледникового периода около 70-60 тысяч лет назад. Интересно, что у некоторых представителей Homo neanderthalensis объем головного мозга превышал значения, типичные для современного человека.
Homo neanderthalensis. Реконструкция выполнена Олегом Осиповым специально для АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ
Термин "неандерталец" имеет не вполне определенные границы. Ввиду обширности и неоднородности этой группы гоминид, используется также ряд терминов: "атипичные неандертальцы" для ранних неандертальцев (периода 130-70 т.л.н.), "классические неандертальцы" (для европейских форм периода 70-40 т.л.н.), "пережиточные неандертальцы" (существовавшие позже 45 т.л.н.) и т. д.
Разные авторы по-разному определяют таксономический статус неандертальцев: от подвида Homo sapiens до отдельного вида и даже рода (см., например, это интервью).
Homo neanderthalensis. Девочка. Реконструкция выполнена Олегом Осиповым специально для АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ
«Развращение нравов дошло до того, что глуповцы посягнули проникнуть в тайну построения миров и открыто рукоплескали учителю каллиграфии, который, выйдя из пределов своей специальности, проповедовал с кафедры, что мир не мог быть сотворён в шесть дней. Убогие очень основательно рассчитали, что если это мнение утвердится, то вместе с тем разом рухнет всё глуповское миросозерцание вообще. Все части этого миросозерцания так крепко цеплялись друг за друга, что невозможно было потревожить одну, чтобы не разрушить всего остального. Не вопрос о порядке сотворения мира тут важен, а то, что вместе с этим вопросом могло вторгнуться в жизнь какое-то совсем новое начало, которое, наверное, должно было испортить всю кашу. Путешественники того времени единогласно свидетельствуют, что глуповская жизнь поражала их своею цельностью, и справедливо приписывают это счастливому отсутствию духа исследования».
Салтыков-Щедрин М.Е., История одного города. Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.