В конце XVI в. знаменитый учёный Альдрованди впервые счёл нужным поместить в текст естественной истории изображения скелетов зверей. Мысль о возможности увидеть живое существо «изнутри», о необходимости детально знать его анатомическое строение завладела воображением исследователей XVII столетия, особенно, после публикации труда Гарвея о системе кровообращения.
Зверева В.В., «Естественная история» Бюффона, в Сб.: Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории / Под ред. Л.П. Репиной и В.И. Уколовой, Выпуск 3, М., «Эдиториал УРСС», 2000 г., с. 113. Предоставлено Викентьевым И.Л.
Что изучает антропогенез?
Часто как синоним используют термин палеоантропология, но у него есть и другое – более узкое – значение, поскольку под палеоантропологией иногда понимается область науки, изучающая древних людей современного вида или даже только исторических эпох.
Часто антропологию в целом и антропогенез в частности путают с археологией. Однако, археология занимается совершенно другими вещами. Антропология – биологическая наука, изучает тело человека, его строение, функции, изменчивость. Археология – социальная наука, изучает вещи, общественные отношения, социальное устройство.
Археологи зачастую имеют весьма туманное представление о внешнем облике тех, кто изготовлял и использовал находимые археологами орудия труда. А существа, ещё не умевшие изготовлять орудия труда, археологов обычно вообще не интересуют.
С другой стороны, антропологи сплошь и рядом крайне плохо разбираются в особенностях материальной культуры предков.
В идеале, антропология и археология должны дополнять друг друга. В некоторых случаях их даже трудно различить; например, обычай деформации головы – равноценно антропологическая и археологическая тема. На практике, к сожалению, часто антропологи и археологи говорят на разных языках.
См. также: